ВООБЩЕ́ (въоб-, вобще, вобщѣ, также раздельно), (прост. → простонар.) ВОБЧЕ (воп-, -ѣ), нареч. 1. Вместе, совместно, сообща. Указал его царское величество .. калмыком тѣм, которые обрѣтаются у них, донских казаков, в войску Черкаском из давных лѣт, жить по прежнему с ними и служить вопчѣ. ДПС VI 281. Идучи двое <монахов> не малое время вмѣстѣ ѣли и пили, а не рѣдко и голод терпѣли вообще, а теперь один наслаждается приятным обѣдом, а перед другим стоит пустынническое кушанье. Иван гост. сын I 75. Каждой цех избирает своего Алтермана, или Старшину, которые вообще составляют Цеховую Управу. ПСЗ XXV 374. ◊ В. и особно. Наше царское величество .. всѣм вобче и коему надо особно .. благоволение и всякое благо объявляем. Пут. Тлст. I 168.
2. В целом, не исключая и не выделяя никого и ничего. Похлѣбники чтут силу человѣка, народ вобще чтет человѣка добрый нрав. Кнт. Сат. IV 97. Недоимка показывается вообще, без отдѣления одного сорта от другага. ПСЗ XXI 880. Эстетика есть наука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще. Крм. ПРП II 40. ◊ В. и порознь, в. и в особенности, особливости, особенно. Всякагож Правительства единственна есть Цѣль, Блаженство Всѣх Вобще, И каждаго в Особливости. Римск. ист. II 2. Общественность всего познания человѣческаго нельзя яснѣе .. раздѣлить, как на двѣ части, то есть на познание вообще натуры представляющихся нам вещей и на познание особенно натуры человѣка. Коз. Расс. 19.
3. В общем; не входя в подробности, не касаясь частностей. Должно болѣе всего прилѣпляться к Истории своего отечества, знать ея совершенно и входить во всѣ ея подробности, а на прочия смотрѣть только вообще. ПЭ I 14. Г. Издатель! Я увѣрен, что .. вы не слѣдуете мнѣнию утверждающих, что порочнаго на лицо критиковать не надлежит, но вообще порок. Трут. 1769 193. ◊ В. сказать, заключить. Во общеж можно сказать, что он <тартофель> в здѣшних мѣстах родится довольно хорошо. ТВЭО XIV 13. Вообще заключить: человѣческия нужды не столь обширны, чтоб трудом человѣческим удовлетворить им не было возможно. Трт. 1772 6.
4. В сочетании с союзом «и» служит для присоединения предложения или части его, выражающего мысль более общую, нежели выражена прежде. Платье его <Тита> было нечисто, и вообще показывало сильной и дурной оборот фортуны. МЖ V 54.
5. Употребляется в значении обобщающего слова перед заключением (рассуждения, перечисления и т. п.). И во обще, под именем честнаго человѣка, почитается человѣк добродѣтельной, но не столько, чтоб мог промѣнять свою честь на добродѣтель. Коз. ФП 101. Вообще Фиеско тронул меня болѣе, нежели Дон-Карлос, хотя сего послѣдняго видѣл я на театрѣ, и хотя критика отдает ему преимущество. Крм. ПРП II 155.