ОБРАЗОВА́НИЕ (стих. -ье), я, ср. 1. Зримое воплощение чего-л., знак, символ. В ст҃ом Петрѣ, бѣ образова́ние Бг҃олюбцов, ибо Петр .. паче инѣх усерднѣе Хр҃ста любляше. Кн. жит. 1705 621. Не образования ли были и в новом уже завѣтѣ голубь оный над Иорданом, и языки огненныя на Апостолах? в которых видѣниях сам Дух Святый благодатно присутствовати изволи. Пркп. СР I 80. Symbole .. Образ, вид, знак, символ, изображение, образование, которым что нибудь означается. ФРЛ1 II 571.
2. Представление, воображение, создание мысленного образа. Елико чрез образование во умѣ постигнути могу, разсуждаю, яко из многих и различных лжеи, может быть случится, да нѣчто истинное .. иногда предрекут оные прорицатели. Кн. сист. 369. Иногда напослѣдок изображает <человек> себѣ вещи тѣлесныеж, но отсутствующие, и уже прежде от Чувств ощущенные, Образованием <на поле: imagination>. Трд. Соч. II 239. Существо ея <фантазии> состоит в творении и в образовании; она отвращается от всех отвлеченных и метафизических понятий, которыя могли бы разрушить ея образование. МЖ VI 278. || Лит. Образность, образный строй произведения. В Тилемахидѣ хотя видимо повсюду Образование богатое, живое, острое, приятное, а однако при всем том Разум твердый точный, и глубокий. Трд. Тилем. I с. XLIII. Изобилующий образованиями, пространный, многосмысленный. ФРЛ1 II 453. Гомеровы сочинения содѣлались источником, из котораго толь многие послѣдующие пииты почерпали образования <нем. ориг. Bilder> и умоначертания. Ад. I 282.
3. Возникновение, создание, формирование. Иногда изъяснял мнѣ <Бюффон> систему свою о происхождении мира, образовании животных. Пант. ин. сл. I 103. Мы сами, как мы сдѣлались тѣм, что теперь? Наше возрастание, нашего тѣла образование не приводила ли она <природа> в сие состояние постепенным путем? Брян. 1799 5. Недоставало только человѣка с дарованиями превосходными .., чтобы отважиться на образование новаго языка. Ломоносов отважился. ММ IV 160. | Грам. Во первых измѣняется голос выходкою, второе напряжением, третие протяжением, четвертое образованием. Лом. РГ 13. Слово есть, изображение наших мыслей, посредством образования голоса чрез органы на то устроенные. Рдщв Пут. 437.
4. То, что образовано, создано, возникло. Смотрит тайны естества В образованьях вещества Очами мудраго Бюфона. Нклв Тв. III 97. В умѣренной Монархии Государь, Перы и Парламент суть три раздѣленныя власти ..; нѣт ничего ни слишком отдаленнаго, ни слишком близкаго в дѣйствиях сего прекраснаго образования. ВЕ VI 311. ◊ О. государственное, политическое... Пришли мнѣ как можно скорѣе все, что выдет у вас .. касательно Законодательства, Государственнаго образования и проч. Псм Крм. 136. || Проявление, видоизменение. Чувствительность наша, электр и магнитная сила суть, может быть, ея <силы, дающей жизнь> токмо образования (modification). Рдщв Чел. III 144.
5. Характер, особенность сложения, строения. Какое бы употребление было толико нѣжнаго осязания как наше, ежели бы, здѣлавшись чрезмѣрно чувствительными по причинѣ такого образования <руки>, болѣзни и умерщвления всяким пальцом в нас входили. ПЭ III 61. Естьли бы он <Декарт> доказал .., что люди по их образованию не могут быть безсмертны; что состав их истлѣвает подобно всѣм другим составам .. не разрушил бы .. Пизарр царства Инков. Пант. ин. сл. II 300. Образование человѣка: плотные и не высокаго росту люди живут долѣе. ВЕ IV 305. ◊ О. души. Представлю кистию нелживой .. Души подлѣйшей, злочестивой Образование и нрав. Нклв Тв. III 64. || Конструкция, устройство чего-л. Сии насосы .. сдѣланы с великою простотою в разсуждении образования и Механичества. Муратори I 200. || Форма, очертание какого-л. предмета. Ежели она <гора> имѣет образование усеченной части шара, то придают ей имя шляпы. Гергард 26. Копие его составлял туманный столп, и звѣзды слабым свѣтом проницали воздушное тѣла его образование. Зрит. II 192. Сей сосуд стариннаго образования <нем. ориг. von alter Form>. Ад. I 576. | Физ. Одно из свойств тела. Г. Деланд означает их <свойств тела> десять то есть протяжение, не проницаемость, движение, спокойство, образование, (la configuration) тяжесть, связь (la cohesion) привлечение, и неключимость. Коз. Расс. 259.
6. Воспитание, просвещение, совершенствование. Образование и просвещение диких людей было цѣлию Древних. МЖ I 253. Всѣ сии нравственныя причины .. споспѣшествуют к образованию гражданственнаго человѣка. Спб. ж. I 96. Всѣ науки, искусства, навыки, нравы и всего того слѣдствия соединены неразрывным союзом так, что образование всеобщее, истинное просвѣщение там невозможно, .. гдѣ всѣ состояния не были бы соединены взаимным усердием и дружбою. Пнк. 1800 91. О. души, сердца, ума.., о. вкуса, нравов.. Если полезно для образования своего вкуса учиться хорошим образцам ..; то необходимо так же нужно их позабывать. Зрит. III 156. Дитя предается в руки наставника, по часту нимало не имѣющаго тѣх качеств, которыя бы споспѣшествовать могли к образованию разума и сердца воспитанника. Спб. ж. I 67. Оба <брата> завидливы, оба воспитанные просто, без малѣйшаго образования душ и просвѣщения. Зап. Блтв II 649. ◊ Нравственное о. <Мать> должна дать нам хорошую идею о нравственном образовании Ольги. Крм. Соч. 1803 VII 362. || Образованность, просвещенность. <Роскошь> в разсуждении утончения нравов служит самою дѣйствительнѣйшею пружиною, преводящею людей из суровости в высшее образование. Приб. МВ 1783 102. Для человѣка несовершеннаго, которой находится еще на первой степени своего образования, досуг не весьма полезен. МЖ VI 171. Желательно знать степень просвѣщения? Обратим только внимательный взор на всѣ встрѣчающиеся предметы .. — все в ясных и выразительных терминах скажет степень образования народнаго. Пнк. 1800 21. О. умственное, моральное. Кто плѣняется Никанором, злощастным дворянином, тот на лѣсницѣ умственнаго и моральнаго образования стоит еще ниже его Автора. Крм. Соч. 1803 VII 348. || Обучение; совокупность полученных знаний. <Училище> осталось .. таким заведением, в котором до нѣкоторой извѣстной точки граждане и ученые получают соразмерное своей цѣли образование. ПЖ 1790 369. Заведение ботаническаго сада, и образование искусных ботаников .. чрезвычайную пользу доставили бы для казенных Аптек. ТВЭО L 182. Нѣкто славной нравоучитель воображал, .. что всѣ они <люди> равно удобны к восприятию образования, какое дать желаешь. Спб. ж. I 57.